СМЭВ

Система межведомственного электронного взаимодействия

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
(далее – Закон об оказании услуг) закрепляет новые принципы и механизмы взаимодействия между органами власти и обществом при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Основным документом, определяющим само понятие системы межведомственного электронного взаимодействия (далее СМЭВ), цели и участников этой системы, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 года №697 (далее – Постановление).

В соответствии с этим документом СМЭВ - это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

С 1 октября 2011 года к межведомственному взаимодействию приступили федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственных внебюджетных фондов.

С 1 июля 2012 года к межведомственному взаимодействию подключились органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Межведомственное взаимодействие распространяется как на физических, так и на юридических лиц. 

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.

Перечень документов

Необходимо иметь в виду, что межведомственное взаимодействие распространяется не на все виды документов. Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона № 210-фз от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  установлен исчерпывающий перечень документов личного хранения, которые гражданин или организация обязаны представить лично.


Органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги, не вправе требовать от заявителя:

  • представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;*
  • представления документов и информации (в том числе об оплате государственной пошлины за госуслуги), которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов или подведомственных им организаций, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами;**
  • осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, и связанных с обращением в государственные или муниципальные органы и подведомственные им организации.

Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, по собственной инициативе.

* В сфере жилищных отношений закон вступает в силу с 1 января 2013 года, до этого регулирование осуществляется в соответствии с законодательными актами субъектов РФ (статья 9 Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

** Положение о необязательности предоставления документов и информации об оплате госпошлин за государственные и муниципальные услуги вступает в силу с 1 января 2013 года.


Заявители самостоятельно представляют в органы, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги следующие документы (в бумажной или электронной форме):

  1. Если для получения государственной или муниципальной услуги необходимо представить документы или информацию об ином лице, не являющемся заявителем, заявитель должен представить:
    • письменное согласие такого лица или его законного представителя на обработку его персональных данных;
    • документ, подтверждающий полномочие заявителя действовать от имени такого лица при передаче его персональных данных в государственный орган или организацию.
  2. Для обработки информации, которая связана с правами и законными интересами заявителя, доступ к которой ограничен федеральными законами, за исключением персональных данных и сведений, составляющих государственную и налоговую тайну, в случае, предусмотренном в части 5 статьи 7 Федерального закона № 210-фз от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», необходимо представить письменное согласие заявителя.
  3. Если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, гражданин при необходимости самостоятельно представляет в госорганы следующие документы личного хранения:
    • документы, удостоверяющие личность гражданина;
    • документы воинского учёта;
    • свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
    • документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства/пребывания;
    • водительские права;
    • документы, подтверждающие прохождение техосмотра транспортного средства;
    • документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
    • документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам
    • расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;
    • документы об образовании/профессиональной квалификации, учёных степенях и званиях, другие документы об образовании;
    • справки, заключения и иные документы системы здравоохранения;
    • документы Архивного фонда РФ и другие архивные документы, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
    • решения, приговоры, определения и постановления судов;
    • учредительные документы юридического лица;
    • решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства;
    • правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
    • удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки;
    • документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
    • первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.